[На главную страницу]

ДЕВЯТЬ АНГЕЛЬСКИХ ЧИНОВ

          В христианской мифологической традиции иерархия ангельских существ, разработанная Псевдо-Дионисием Ареопагитом (V или начало VI в.). Девять ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность. Первая триада - серафимы, херувимы и престолы - характеризуется непосредственной близостью к Богу; вторая - силы, господства и власти - подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества; третья - начала, архангелы и собственно ангелы - характеризуется непосредственной близостью к человеку.
         Псевдо-Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в Ветхом Завете; в Новом Завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы. По классификации Григория Богослова (IV в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, сил, сияний, восхождений и разумений.
         По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:
         серафимы - первый;
         херувимы - второй;
         престолы - третий;
         господства - четвертый;
         силы - пятый;
         власти - шестой;
         начала - седьмой;
         архангелы - восьмой;
         ангелы - девятый.

(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)

Словарь античности и мифологии