[На главную страницу]

ФАРАОН

         
         Египетский царь, правивший двумя египетскими царствами, что нашло отражение в одном из его официальных титулов «двойной повелитель». Термин «фараон» происходит от устойчивого словосочетания двух египетских слов «пер-аа», что означает «дом великий». Это типичное иносказание, отражающее тот священный трепет, с которым простые египтяне относились к своему царю - обитатель царского дворца был известен им по названию самого здания. При восшествии на престол царь получал официальный титул, состоящий из пяти имен. Имена имели большое значение, и поэтому гробницы, как и содержащиеся в них предметы, так тщательно помечены именами их владельцев, и по той же причине узурпаторы стремились испортить загробную жизнь прежнего правителя, стирая его имена со всех монументов. Царь находился на абсолютной вершине человеческого общества, в такой точке, где он частично становился богом. Даже самые знатные придворные падали ниц перед царем и продолжали лежать, пока он не позволит им встать. Роль фараона состояла в том, чтобы общаться с богами для пользы и благосостояния всего народа, и поэтому он сочетал в себе земные аспекты царя с обязанностями верховного жреца. Общение фараона с богами представляло собой сложный ритуал, состоящий из произнесения магических формул и совершения подношений. Этот ритуал был наполнен религиозной торжественностью и чувством единения человека с космической жизненной силой. Обычно, но не всегда, старший сын фараона от его главной жены, будущий царь, с детских лет сознавал свою конечную роль. Его торжественно женят еще ребенком на единокровной сестре или кузине. Его будут тщательно обучать предметам, считающимися необходимыми для царя, в том числе чтению и письму, а также всему тому, что связано с богами, их жизнью, их природой, их многообразным влиянием на жизнь Египта и загробное царство. Однажды он в совершенстве овладеет заклинаниями и молитвами, с которыми следует обращаться к бессмертным существам. В подростковом возрасте его обучат обязанностям воина, а в периоды экспансионизма Среднего и Нового царства он даже мог принять участие в реальном походе или возглавить экспедицию за пределы Египта. Как принц короны он получит почетное место при дворе, и его жизнь будет в меньшей степени, чем у царя, связана с дворцовыми церемониями. Он будет иметь возможность охотиться на болотах и в пустыне, и друзья детства все еще будут обращаться к нему как к товарищу-смертному. Однако после восшествия на престол его ждет вечное одиночество, которое передается вместе с качествами бога.

(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)

Словарь античности и мифологии