[На главную страницу]

ФОМИНА НЕДЕЛЯ

          - неделя, следующая за пасхальной (см. Пасха). В обрядности Ф.н. преобладает поминальная тематика. На первые дни Ф.н. приходились коллективные поминовения умерших на кладбищах: основным таким днем была Радуница, т.е. вторник, реже - понедельник на Ф.н. (ср. свидетельство Стоглава, осуждавшего тех, кто «творил» на Радуницу «оклички», иначе говоря - причитал по покойникам). В некоторых районах Белоруссии и Украины основным поминальным днем после Пасхи был Навский четверг, т.е. четверг на пасхальной неделе (ср. обозначение мертвых в славянской мифологии - навь).
         Согласно народным верованиям в пасхальный период предки посещают землю и свои дома, а также справляют свою Пасху. Поминальные обряды Ф.н. должны были обеспечить умершим достойное пребывание на земле и благополучное возвращение на тот свет. Люди посещали кладбища, подновляли могилы, посыпали их песком, вешали на кресты новые полотенца, устраивали на могилах трапезу, поминали умерших. В семьях, где были утопленники, пасхальную пищу оставляли у воды или бросали в реку. Почитание усопших нашло отражение и в многочисленных запретах на различные виды домашних работ, соблюдаемых в это время. Предусматривались и некоторые меры защиты от проникновения предков непосредственно в дома людей (дома обсыпали маком, жгли «страстные» свечи и т.п.). На Радуницу помимо трапезы служили на кладбищах молебны по усопшим, причитали по ним, а вечер этого дня мог заканчиваться плясками и весельем, ср. русское выражение: «На Радуницу утром пашут, днем плачут, а по обедне - скачут». На Урале в канун Радуницы топили баню для предков и приготовляли для них мыло и полотенце, хотя сами в этот день в баню не ходили; иногда устраивали также поминки («деды» или «родичи») дома, полагая, что умершие придут ужинать. В Сибири радуничные обычаи подчас переносились на первый день Ф.н. - «радошное» воскресенье; считалось, что в этот день «мертвые встают из гробов и познают друг друга».
         Важнейшим ритуальным предметом поминальных обычаев Ф.н. были яйца. Обычно на могилы носили крашеные пасхальные яйца, а иногда - их специально красили к поминальному дню. Кое-где сохранился обычай красить к этому дню яйца не в красный цвет, а в «жалобные» цвета (черный, желтый и темно-синий). Яйца оставляли на могилах, крошили для птиц (называя это «птичий помин»), закапывали в могильный холм, а в Закарпатье устраивали на кладбищах традиционные игры с пасхальными яйцами (бились ими). Одним из названий первых дней Ф.н. было Проводы, что связано с представлением о необходимости «проводить» предков обратно на тот свет. К Ф.н. приурочивали, в частности, и обычай «проводов зимы» (запад Белоруссии). Здесь «зиму провожали» или «гнали» кочергой из-под лавок и печей, выметали ее, стучали метлами и палками по заборам, кидали камнями в ворота, бросали в проточную воду старые вещи или жгли их, свистели, кричали, шумели и т.п.
         Значительная часть обрядов Ф.н. была связана с темой брака. Был известен обычай «окликать» молодоженов в воскресенье, называемое на Верхней Волге «вьюничным» или «окликальным». Группа мужчин обходила в селе дома, где жили супружеские пары, справившие свадьбы в течение последнего года. Они исполняли под окнами новобрачных величальную песню, в которой молодых славили и «окликали», т.е. называли «вьюнцом» и «вьюницею», после чего социальный статус молодоженов как полноправных супругов считался окончательно закрепленным, ср.: «...Завтра рано поутру да окликальщики придут, Приокликати меня да приузывати тебя, Ну-ко будь, моя молодушка, окликанная».
         Воскресенье на Ф.н. называли в России Красной горкой. Устраивались массовые гуляния с хороводами играми, на которые в большие села съезжалось все население соседних деревень. Кроме того, Красная горка была днем свадеб и сватовства. Во время хороводов молодежь имела возможность познакомиться друг с другом; здесь же молодые люди и их родители присматривали невест. На Красную горку девушки надевали новые наряды, готовясь к смотринам. Присутствие парня или девушки на Красной горке было обязательным, а избегающих общего праздника осуждали и награждали насмешливыми прозвищами. Отсиживавшимся дома грозил неудачный брак или даже безбрачие.
         Лит.: Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979; Круглый год / Сост. А.Ф. Некрылова. М., 1989.
         Т.А. Агапкина

(Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Эллис Лак, 1995)

Словарь античности и мифологии