[На главную страницу]

МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ

          В славянской традиции обожествленная земля как плодородящая, творческая сила. Почитание земли существовало издревле, на протяжении многих веков, и сохранилось даже после принятия христианства. Более того, с укреплением православия на Руси в народном сознании культ Матери-Сырой земли стал соотноситься с почитанием Богородицы и оказал на него значительное влияние. По замечанию Е. Л. Мадлевской, «среди православных крестьян широко было распространено представление о том, что у человека есть три матери: первая - Пресвятая Богородица, которая родила Спаса всего мира, вторая мать - Земля, от которой все созданы и в которую все вернутся после смерти, и третья мать - та, что в утробе носила и родила. Поэтому в народной среде сформировалось резко отрицательное отношение к матерной ругани, которая считалась оскорблением как женщины, так и Земли и Богоматери. До сих пор в народной традиции существует представление о том, что при матерной брани Божья Мать падает и бьется об землю».
         Земля - всеобщий источник жизни, мать всего живого; эпитет «сыра» связывает землю с водой как оплодотворяющей влагой. Матери-земле приносили обеты и клятвы, совершали ей обряд покаяния: «Преклоню ухо к матери-земле, Бог меня услышит и простит». Земля чиста, ее материнское лоно отвергает грешников - колдунов, самоубийц и тех, кто был проклят своими родителями.
         В поверьях русских крестьян земля считалась именинницей в Духов день (предание гласит, что именно в этот день Бог сотворил землю), в который запрещалось пахать и боронить, копать и рыть ямы, втыкать колья. В Вятской губернии бытовал обычай кормить землю: замужние женщины отправлялись в поле и устраивали в складчину трапезу, постелив скатерти прямо на земле. Часть блюд женщины с песнями разносили полю, а старшая из них «кормила земельку». В Духов день старались ходить по земле босиком, а также есть и пить, сидя на ней.

(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)

Словарь античности и мифологии