[На главную страницу]

НОЖ

          - в народной традиции оберег от нечистой силы. У восточных и западных славян считалось, что Н., брошенный в вихрь, ранит черта и на нем останется кровь.
         Н. и другие металлические предметы сопровождали человека, когда он считался наиболее уязвимым для воздействия нечистой силы, в первую очередь их использовали для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой или послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. В Волынской губернии для охраны новорожденного от конвульсий мать, ложась спать или выходя из дома, клала нож в колыбель или брала его с собой. Там же баба-повитуха трижды обводила ножом вокруг кумы, когда та несла крестить ребенка, чтобы злой дух не мог приступить к младенцу. В Гомельской области мальчику клали в колыбель Н., чтобы он стал плотником, а девочке - гребень, чтобы она умела прясть. В 1920-х гг. в Житомирском районе во время похорон клали в колыбель Н. или ножницы, «чтобы не приступила смерть» к ребенку. В Полесье, выходя из дома после родов, женщина затыкала за пояс Н. (реже - ключ или гвоздь). Там же мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью ребенка. На Украине кум и кума, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через Н., положенный у порога или на порог, так поступали, «чтобы к ребенку, еще не крещенному, не мог подступить нечистый дух».
         В Белоруссии и на Украине широко практиковалось процеживание молока через Н., серп или иголки. Например, в Черниговской области говорили, что если корова доится кровью, то надо лить молоко на Н., положенный под цедилкой на подойник, этим «ведьме перерезаешь язык». Вместе с тем в быличках Н. описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко у коров. В Овручском районе говорили, что когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху Н., и подставляет доенку, молоко так и бежит струей с Н.
         В Белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу, хозяин обращался к знахарю с просьбой «засечь» ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой Н. и произносил заговор, в котором просил Господа Бога и святого Юрия «засечь» скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал Н. в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал Н. из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его «засекали», а также что оно защищено от волков. В Дубровицком районе Ровенской области для того, чтобы черт не трогал скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять под левую руку Н. или косу, трижды обежать вокруг хлева и забить их в стену. Обегание хлева с Н. или косой выражает идею, которая в заговорах передается мотивом «железной стены» до неба; втыкание Н. в стену хлева как бы замыкает эту железную стену на замок.
         В Ровенской и Волынской областях известны случаи, когда во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу Н., чтобы гости меньше ели.
         Лит.: Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX - начала XX в. М., 1990. Вып. 2. С. 67-135.
         А.Л. Топорков

(Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Эллис Лак, 1995)

Словарь античности и мифологии