А... Б... В... Г... Д... ЕЁ... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...

[На главную страницу]

ЗЕВС

          "Отец богов и людей" у Гомера, с которым римляне идентифицировали своего верховного бога Юпитера. Имя Зевс в разных формах в большинстве индоевропейских языков означает "небо" и в самых ранних его культах связано с вершинами гор и принесением дождя и грозы. Он сохраняет молнию как свой атрибут у Гомера, он становится покровителем царей и их законного авторитета, а также семей, гостей и просителей. Свержение им Кроноса и битва с титанами знаменуют триумф олимпийцев над древними греческими божествами. Зевсу посвящались несколько народных или местных греческих культов, хотя история о том, что он был сыном Кроноса и воспитанником Амалтеи, является критской легендой. Его авторитет основывался на могуществе, а не на морали, поэтому, помимо законных детей на Олимпе (Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Дионис), у него было много других любвей и детей (см. Антиопа, Каллисто, Даная, Ио, Леда, Семела).
         В классические времена Зевс стал верховным гражданским богом как покровитель закона и справедливости - таковым он выступает в пьесах Эсхила. Его храмы отличались особенным великолепием; например, в храме Зевса в Олимпии высилась огромная статуя из золота и слоновой кости (работа Фидия), которую видел и описал Павсаний. Позже его имя использовалось стоиками как синоним божественного принципа.
         Из сохранившихся изображений Зевса самое известное - Зевс из Отриколи эпохи эллинизма.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ЗЕВС

          (греч. Zeus) - в греческой мифологии царь богов и людей, сын Реи и Крона. Лишив власти своего отца и богов старшего поколения - титанов, З. поделился властью со своими братьями: над морем - с Посейдоном, над подземным царством - с Аидом, оставив себе верховную власть над миром. Его постоянным местожительством считалась самая высокая в Элладе гора Олимп. В Риме культ З. слился с культом местного божества Юпитера.
         Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 89 - 269.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ЗЕВС

          (греч.) - «светлое небо» - верховный греческий бог, царь и отец богов и людей, сын Кроноса и Реи, глава олимпийских богов. З. принадлежит к третьему поколению богов, следующему за титанами. Кроносу было предсказано, что один из его детей свергнет его, поэтому он отбирал у Реи и проглатывал новорожденных детей. Рея отдала мужу вместо З. завернутый в пеленку камень и спрятала младенца в пещере на горе Дикта, где его вскормила коза Амалфея. Когда З. вырос и возмужал, он по совету Метиды напоил отца зельем и заставил его изрыгнуть проглоченных братьев и сестер, а они в благодарность за это отдали ему громы и молнии. Первой супругой З. стала Метида, но он проглотил ее, чтобы избежать рождения от нее сына, который будет сильнее отца. Нерожденное дитя Метиды продолжало развиваться в голове З. - это была Афина, появившаяся на свет после удара молота Гефеста. Второй супругой З. была титанида Фемида, впоследствии ставшая богиней справедливости, она породила от него гор и мойр. З. возглавил борьбу с титанами, продолжавшуюся десять лет, и низверг их в Тартар. После победы З. разделил господство над миром с братьями - Посейдону он отдал море, Аиду - царство мертвых, а себе оставил небо. Он считался управителем всех небесных явлений и прежде всего грома и молний; его распространенные эпитеты - «громовержец», «тучегонитель» и т.п. Гея рассердилась на З. за низвержение титанов и наслала на него чудовище Тифона, но З. победил Тифона огненными молниями. Тогда Гея породила других детей - гигантов - и между ними и богами разразилась новая война, в которой все гиганты были перебиты. Чтобы закрепить свое положение царя богов, З. также пришлось воевать со своими ближайшими родственниками Герой, Посейдоном и Аполлоном, устроившими против него заговор. Дочь Нерея Фетида призвала на помощь гекатонхейров, и они победили заговорщиков. После утверждения во власти З. выдал Фетиду за героя Пелея (поскольку узнал, что от нее также может родиться сын, который превзойдет своего отца) и женился на Гере, ставшей его третьей и последней супругой, родившей от него Ареса, Гебу, Гефеста. Помимо нее З. имел множество внебрачных связей с богинями, нимфами и смертными женщинами, породив немало богов и героев. Богами, рожденными З. от богинь, были: от Лето (Латоны) - Аполлон и Артемида, от Деметры - Персефона, от Дионы - Афродита, от Майи - Гермес, от Эвриномы - хариты, от Мнемосины - музы. Смертная женщина Семела родила от З. бога Диониса. З. считался отцом Елены Прекрасной, родившейся от Леды. Его сыновьями были также герои Геракл, Персей, братья Диоскуры, цари и мудрецы Минос, Радамант, Эак и др. Для людей З. выступает блюстителем законов и порядка. Он не раз наказывал человечество, посылая на землю войны и стихийные бедствия, и отдельных людей, накладывая на них проклятия, действующие в течение ряда поколений. Помимо ответственности за погоду З. считался ответственным и за многие другие сферы жизни. Под именем Геркей (Ограждающий) он почитался как охранитель домашнего хозяйства, под именем Ктесий (Приобретатель) охранял припасы и считался посылателем богатства. З. Мейлихию (Кроткому), благосклонному к кающимся, в Афинах был посвящен праздник Диасий. З. Ксений покровительствовал чужестранцам, З. Гикесий - ищущим защиты у его алтаря. Присяга и клятва считались освященными З. Горкием, так как в качестве хранителя мирового порядка он следил за исполнением законов. З. Элевтерий (Свободный) защищал свободу, З. Сотер (Спаситель) охранял права личности и государства. Священными животными З. являлись бык и орел, деревом - дуб, атрибутами - скипетр, эгида, иногда молот. З. изображали могучим властителем зрелых лет, восседающим на троне, со скипетром в руках, с орлом у трона.

(Мифологический словарь: ок. 1800 статей / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
З..

Похожие статьи:
ЕЛЕН

ЕПАФ

ЗАМА

ЗОИЛ

ИАКХ

ИАРУ

ИБИС

ИВИК

ИДАМ

(c) Словарь античности и мифологии [v17]