[На главную страницу]

ОДИССЕЙ

          (Улисс, Уликс)
         В греческой мифологии Одиссей - царь острова Итака, единственный сын Лаэрта и Антиклеи. Некоторые говорят, что Антиклею, уже предназначенную в жены Лаэрту, соблазнил Сисиф, мстя Автолику за кражу своего скота; именно от Сисифа она и родила Одиссея. Таким образом, всегдашнее остроумие Одиссея просто досталось ему по наследству, ибо ловкач Сисиф мог провести даже Автолика, слывшего великим плутом. Автолик спустя день или два после рождения внука посетил Итаку, и Антиклея попросила отца дать имя ее сыну. Автолик предложил имя Одиссей, что означает «свирепый», и пообещал, что если внук когда-нибудь придет к нему на гору Парнас, то получит богатые подарки. Возмужавший Одиссей навестил деда. Охотясь с дядьями, он был ранен вепрем в бедро и до самой смерти ходил со шрамом. Автолик выходил внука, и на Итаку Одиссей вернулся с множеством даров.
         Позже Одиссей был послан отцом в Мессению, чтобы вернуть похищенных с Итаки овец (по другой версии - трехсот быков вместе с пастухами). Там он познакомился с Ифитом, сыном эхалийского царя Эврита, который искал кобыл и мулов, пропавших у его отца после ухода Геракла из Эхалии. Молодые люди стали друзьями и обменялись подарками. Ифит подарил Одиссею свой знаменитый лук, с помощью которого Одиссей впоследствии испытывал силу женихов Пенелопы, а затем перебил их; в военных действиях Одиссей этим луком никогда не пользовался.
         Когда Одиссею пришло время жениться, его выбор пал на Пенелопу, дочь спартанского царя Икария. Тут Одиссей впервые проявил свое ставшее потом легендарным хитроумие. Он присоединился к толпе женихов Елены, прекрасной дочери Тиндарея, царствовавшего в Спарте совместно со своим братом Икарием. Понимая, что он слишком беден и не имеет никакой надежды на успех, Одиссей даже не принес Елене даров. Однако Тиндарей ни у кого даров и не принимал, хотя женихов не отсылал, поскольку опасался, что любой его выбор вызовет ссору. Одиссей посоветовал Тиндарею заставить всех женихов Елены поклясться в том, что они будут защищать избранника Елены, кем бы он ни был. Тиндарей высоко оценил этот совет и воспользовался им, а в благодарность уговорил своего брата выдать Пенелопу за Одиссея, хотя Икарий очень не хотел расставаться с дочерью. После свадьбы Икарий стал упрашивать зятя остаться в Спарте, а когда тот отказался, долго шел за колесницей, в которой уезжали молодожены, умоляя дочь остаться, но та низко опустила покрывало, тем самым показывая свое несогласие покинуть мужа. Пенелопа родила Одиссею лишь одного сына - Телемаха, которому суждено было вырасти в отсутствие отца.
         Постаревший Лаэрт передал трон Одиссею, и тот стал царем. Ум, практицизм и ловкость Одиссея вызвали расположение к нему Афины, которая стала его покровительницей и советчицей, считая, что в хитростях, измышлениях и коварстве с Одиссеем трудно состязаться даже богу.
         Когда Парис похитил Елену, Менелай, ее супруг, разослал глашатаев ко всем бывшим претендентам на руку Елены, напоминая о клятве оберегать честь ее мужа, а также указывая, что поступок Париса оскорбил всех греков. Получил напоминание и Одиссей. Однако оракул предсказал ему, что если он отправится под Трою, то вернется домой только через двадцать лет одиноким и нищим. Поэтому Одиссей решил схитрить и, когда Агамемнон, Менелай и Паламед прибыли на Итаку, предстал перед ними в войлочной крестьянской шапке, распахивая поле плугом, в который были запряжены осел и вол, и засевая пашню солью. Паламед, первым разгадавший его хитрость, выхватил из рук Пенелопы младенца Телемаха и посадил его на землю перед приближающейся упряжкой. Одиссей поспешил остановить животных, чтобы не погубить своего единственного сына. Так было доказано, что Одиссей в здравом уме, и ему пришлось, присоединившись к походу, идти под стены Трои. Одиссей не простил Паламеду его проницательности и впоследствии жестоко отомстил ему.
         Зная хитроумие Одиссея, Агамемнон отправил его и Нестора на остров Скирос, где, по слухам, Фетида прятала своего сына Ахилла, без которого, согласно пророчеству, поход под Трою был обречен на неудачу. Ликомед, царь Скироса, позволил им обыскать весь дворец, и им бы никогда не найти Ахилла, если бы Одиссей не прибег к хитрости. Во дворе дворца разложили дары - большей частью принадлежности женской одежды и украшения, а среди них меч и щит - и пригласили живших во дворце девушек выбрать себе подарок по вкусу. Вдруг, по приказу Одиссея, раздался звук боевой трубы и звон оружия. Испуганные девушки разбежались, но одна из них, обнажившись до пояса, схватила щит и меч. Это и был Ахилл, который тоже стал участником похода на Трою. Затем Одиссей и Менелай вместе с Талфибием, глашатаем Агамемнона, посетили многих царей Эллады, собирая войско, возглавил которое Агамемнон.
         Сам Одиссей выставил войско на двенадцати кораблях. Перед началом боевых действий Одиссей и Менелай во главе посольства отправились в Трою с требованием вернуть Елену и возместить нанесенный Менелаю ущерб. Троянцы не только в оскорбительной форме отвергли их предложения, но и намеревались перебить все посольство - лишь запрет Антенора, у которого остановились послы, предотвратил этот позорный замысел (другие говорят, что этого не допустили Приам и Гектор, поскольку послы находились под защитой громовержца Зевса).
         Когда во время второго сбора греческого флота в Авлиде предводитель ахейцев Агамемнон отказался принести в жертву Артемиде свою дочь Ифигению, без чего корабли не могли отплыть под Трою, Одиссей поддержал тех, кто настаивал на жертвоприношении, и даже стал демонстративно готовиться к отплытию домой. Затем он обманом доставил обреченную на заклание девушку в Авлиду, объявив ее матери Клитеместре, что увозит Ифигению, чтобы выдать замуж за Ахилла.
         Как и все прибывшие под Трою греки, Одиссей знал, что, согласно пророчеству, тот, кто первый коснется ногой троянской земли, погибнет. Чтобы увлечь за собой ахейцев, но при этом самому не пострадать, Одиссей бросил на берег свой щит и ловко прыгнул на него с корабля. Увидев, что Одиссей уже на берегу, но не заметив, что он стоит не на земле, а на щите, остальные греки бросились на берег и вступили в схватку с поджидавшими их троянцами. Протесилай, первым спрыгнувший с корабля вслед за Одиссеем, первым и обагрил своей кровью троянскую землю, насмерть пораженный копьем Гектора.
         В конце девятого года войны Агамемнон отправил Одиссея на поиски продовольствия во Фракию. Когда тот вернулся с пустыми руками, Паламед, сын Навплия, стал бранить его за лень и трусость. В свое оправдание Одиссей заявил, что на его месте Паламед тоже не добился бы успеха. Восприняв это как вызов, Паламед тут же вышел в море и вскоре вернулся с кораблем, груженным зерном. Одиссей, и ранее ненавидевший Паламеда, решил отомстить. Он сообщил Агамемнону, что боги во сне предупредили его о готовящемся предательстве, из-за чего войску следует на сутки покинуть лагерь. Когда по распоряжению Агамемнона греческий лагерь опустел, Одиссей тайно закопал мешок с золотом в шатре Паламеда. Потом он заставил пленного фригийца написать письмо, якобы от Приама к Паламеду, в котором говорилось, что посланное Приамом золото - это плата, которую Паламед запросил за измену соотечественникам. Одиссей убил пленника вблизи лагеря, и уже на следующий день, когда войско вернулось на прежнее место, обнаруженное на трупе письмо было передано Агамемнону. Преданный суду Паламед с жаром отрицал, что получал золото от Приама или от кого бы то ни было другого. Греки, по предложению Одиссея, обыскали шатер Паламеда и, обнаружив спрятанное в нем золото, забили Паламеда камнями как предателя. Некоторые, правда, говорят, что Одиссей и Диомед, сделав вид, что нашли клад в глубоком колодце, спустили Паламеда вниз на веревке, а затем забросали его камнями. Другие утверждают, что они утопили его во время рыбной ловли.
         Известно о нескольких успешных вылазках Одиссея в троянский лагерь. В первую он со своим другом Диомедом отправился в ночь после того, как Ахилл, обиженный Агамемноном, отказался сражаться; воспользовавшиеся этим троянцы нанесли поражение грекам в дневном сражении и стали лагерем близ греческих кораблей. По дороге Одиссей и Диомед столкнулись с троянским лазутчиком Долоном; силой получив от него нужные сведения, они, несмотря на предложенный им большой выкуп, перерезали ему горло. Затем они отправились в лагерь фракийского царя Реса, только что прибывшего под Трою и намеревавшегося утром присоединиться к троянцам; бесшумно убив Реса и двенадцать его спящих товарищей, Диомед и Одиссей увели принадлежавших ему прекрасных белоснежных лошадей, про которых говорили, что те быстрее ветра. Захват лошадей Реса имел огромное значение, поскольку оракул предсказал, что Троя останется неприступной, если этим лошадям дадут троянского корма и напоят из реки Скамандр, но ни того ни другого люди Реса сделать не успели.
         Второй раз Одиссей проник в Трою под видом беглого раба - окровавленный, грязный, одетый в лохмотья (говорят, что для полной убедительности Одиссей попросил Диомеда отстегать его кнутом). В Трое он случайно попался на глаза Елене, которую не обманул его наряд. Одиссей не смог отказаться от приглашения посетить ее дом, где Елена, омыв его, натерев маслом и одев в прекрасные одежды, поклялась не сообщать о нем троянцам, если он поведает ей все свои планы. Во время их беседы неожиданно вошла Гекуба, жена троянского царя Приама. Перепуганный Одиссей бросился к ее стопам, стеная от ужаса и умоляя не выдавать его; совершенно неожиданно она согласилась (судя по всему, Одиссей пообещал Гекубе, что греки пощадят всех, кто не окажет сопротивления). После этого он поспешил назад и благополучно вернулся к своим друзьям с множеством сведений, утверждая при этом, что убил нескольких троянцев, которые якобы отказались открыть ему ворота.
         Когда от стрелы Аполлона, принявшего обличье Париса, погиб Ахилл, Аякс Теламонид самоотверженно защищал от троянцев его тело в жаркой схватке, продолжавшейся весь день, а затем, несмотря на град стрел, пронес мертвого героя через гущу врагов в греческий лагерь, а Одиссей прикрывал его отход. Затем Аякс и Одиссей вступили в спор за бесценные доспехи Ахилла, изготовленные самим Гефестом. Доспехи присудили Одиссею; о причинах такого решения говорят разное, однако наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой Одиссей, куда более красноречивый, чем Аякс Теламонид, легко убедил соотечественников, что его заслуги перед ними несравнимо больше, чем заслуги его соперника. Разобиженный Аякс в порыве безумия попытался ночью перебить своих соратников-греков, но, когда рассудок вернулся к нему, он не смог пережить навлеченного на себя позора.
         Ахилл был мертв, и греков стало одолевать отчаяние, когда Калхант предсказал, что Троя не может быть взята без лука и стрел Геракла, с помощью которых она однажды уже была завоевана и которые Геракл перед смертью подарил Пеанту, отцу знаменитого лучника Филоктета. Одиссей и Диомед были посланы на Лемнос, где находился Филоктет, высаженный на остров по пути к Трое из-за нестерпимо зловонной незаживающей раны, возникшей после змеиного укуса. Воспользовавшись забытьем Филоктета во время одного из приступов боли, Одиссей и Диомед похитили у него лук и стрелы, однако убедить Филоктета следовать с ними в Трою им не удавалось, поскольку тот ненавидел Одиссея (именно Одиссей по приказу Агамемнона ранее высадил его, укушенного змеей, на пустынный берег Лемноса, да и обидное для Филоктета решение Агамемнон принял не без участия Одиссея). Но тут вмешался уже ставший богом Геракл и велел Филоктету отправляться под Трою, где он будет излечен. Филоктет повиновался, и по прибытии под Трою его действительно вылечил один из сыновей Асклепия (по разным версиям, Махаон или Подалирий). Выздоровевший Филоктет сразу же вызвал Париса на поединок в стрельбе из лука и нанес смертельную рану троянскому царевичу.
         После смерти Париса Одиссей взял в плен троянского прорицателя Елена, сына Приама. Пообещав Елену сохранить жизнь и не чинить ему вреда, Одиссей убедил его открыть ахейцам условия, при которых они смогут завоевать Трою. По другой версии мифа, Елен сам перешел в греческий лагерь, желая отомстить своему брату Деифобу, а также отцу, не пожелавшим после гибели Париса отдать ему в жены Елену. Среди этих условий были вступление в войну на стороне греков Неоптолема, юного сына Ахилла, и похищение из троянской цитадели деревянной статуи Афины (палладия).
         Одиссей с Фениксом и Диомедом немедленно отплыли на Скирос, где они уговорили Ликомеда отпустить Неоптолема под Трою. Говорят, что Неоптолему было в то время всего двенадцать лет. По прибытии ему явилась тень Ахилла, после чего Неоптолем достойно проявил себя и на военном совете, и в бою, и Одиссей охотно уступил ему доспехи Ахилла.
         Накануне падения осажденного города Одиссей вместе с Диомедом проникли в Трою и похитили там статую Афины (палладий), обладание которой предвещало победу над врагом. В цитадель троянцев они пробрались по узкому и грязному потайному ходу, показанному им Антенором, перебили уснувшую стражу и вдвоем захватили изваяние, которое жрица Феано, жена Антенора, с готовностью отдала им. По другой версии, Диомед перелез через стену, встав на плечи Одиссея, и в одиночку проник в город. Когда он вновь появился, неся в руках палладий, они вдвоем отправились в лагерь при ярком свете луны. Но Одиссей захотел, чтобы вся слава досталась ему. Он поотстал от Диомеда, который нес статую на плечах, и убил бы его, если бы Диомед не заметил тень от занесенного над ним меча. Он развернулся, обнажил свой меч, обезоружил Одиссея, скрутил ему руки и пинками погнал к кораблям.
         После гибели Париса и мисийца Эврипила троянцы больше не рисковали выходить на битву в открытом поле, но мощные стены Трои все еще оставались непреодолимым препятствием для греков. Выход из положения нашел Одиссей. По его совету мастер Эпей построил огромного пустотелого деревянного коня, а сбоку предусмотрел откидную дверцу. Одиссей уговорил самых храбрых греков в полном боевом снаряжении забраться внутрь коня по веревочной лестнице. Количество воинов внутри коня называют по-разному: двадцать три, тридцать и даже пятьдесят. Ночью оставшиеся с Агамемноном греки выполнили все, что им велел Одиссей, а именно: сожгли свой лагерь, вышли в море и затаились у берегов Тенедоса в ожидании вечера. На берегу остался только Синон, который, притворившись предателем, объяснил собравшимся утром на берегу троянцам, что греки потеряли надежду овладеть Троей и отправились домой, оставив коня как умилостивительный дар Афине. Конь, по его словам, сделан таким большим, чтобы не дать троянцам втащить его в город; оставив коня на берегу, они проявят пренебрежение к Афине, за что богиня уничтожит их. Несмотря на бурные возражения Кассандры и Лаокоона, Приам приказал ввести коня в город. В правоте Синона троянского царя убедила также ужасная смерть Лаокоона, которую он ошибочно счел местью Афины за то, что Лаокоон вонзил копье в деревянного коня. Введя коня в пределы крепостных стен, троянцы устроили празднества в честь победы. А ночью, когда воины угомонились и крепко уснули, сидевшие внутри коня греки во главе с Одиссеем спустились по веревочной лестнице, перебили сонную стражу цитадели и дворца и открыли ворота своим товарищам, возвратившимся с Тенедоса. Началось избиение застигнутых врасплох троянцев.
         Ворвавшись в Трою, Одиссей и Менелай устремились к дому царевича Деифоба, ставшего к тому времени мужем Елены, и там вступили в кровавую схватку; победа им досталась только благодаря вмешательству Афины. После этого Одиссей в благодарность за оказанные ранее услуги спас от смерти троянского старейшину Антенора, его жену и сыновей Главка и Геликаона, а также обеспечил неприкосновенность их жилища.
         Когда сражение закончилось, Одиссей услужливо сообщил ахейским вождям, что Аякс Оилид, сын локридского царя Оилея, надругался над Кассандрой прямо в храме Афины, чем вызвал ненависть всего войска к насильнику. Калхант предупредил ахейских вождей, что, прежде чем отправиться домой, они должны умилостивить Афину за оскорбление, нанесенное ее жрице. Одиссей предложил забросать Аякса камнями, но тот бежал, найдя убежище у алтаря той же Афины, где поклялся, что Одиссей, как всегда, врет. Кассандра тоже не поддержала обвинение в том, что ее обесчестили.
         После взятия Трои ахейцами совет вождей, по предложению Одиссея, принял решение истребить род Приама. Одиссей лично сбросил с городской стены Астианакта, маленького сына Гектора и Андромахи; по настоянию Агамемнона и Одиссея был убит Полидор, младший сын Приама и Гекубы. Вот так отплатил Одиссей троянской царице, ранее узнавшей, но не выдавшей его, когда он проник в город для разведки под видом беглого раба. При дележе добычи Гекуба досталась Одиссею, и он отвез ее во фракийский Херсонес. Там она стала рассказывать про него и других греков такие ужасные истории, обвиняя их в варварстве и попрании веры, что им не оставалось ничего другого, как предать ее смерти.
         Отплывая из Трои, Одиссей знал, что ему суждено странствовать еще целых десять лет, прежде чем он доберется до Итаки. Сначала ветер прибил корабли Одиссея к городу киконов Исмару. Ахейцы перебили мужчин, захватили в плен женщин, а город разрушили. При этом они пощадили местного жреца Марона и его семью, за что получили от него в дар крепчайший напиток, опьянявший и при двадцатикратном разбавлении. Одиссей убеждал своих спутников скорее отплыть, но те не послушались и устроили пир на берегу. Тем временем спасшиеся жители Исмара собрали на помощь окрестных киконов и напали на непрошеных гостей. Греки вначале оказали сопротивление, но, понеся значительные потери (в среднем по шесть человек с каждого корабля), вынуждены были обратиться в бегство.
         Через несколько дней опасного плавания появился ливийский берег, на котором жили лотофаги - мирное племя, питавшееся сладко-медвяным лотосом. Главная особенность этого плода состояла в том, что всякий, кто его отведает, навсегда забывает о своей родине. Греки пристали к берегу, чтобы набрать воды. Отправленный Одиссеем дозор из трех человек местное население угостило волшебным яством, вкусив которое разведчики забыли и о том, зачем их послали, и обо всем остальном. Они утратили желание вернуться на родину и захотели навсегда остаться в стране лотофагов. Спустя некоторое время Одиссей отправился на поиски во главе небольшого отряда. Хотя ему очень хотелось попробовать лотос, он все-таки воздержался. Беглецов силой привели на корабль и привязали к корабельным скамьям, после чего путешественники отправились в дальнейший путь.
         Спустя некоторое время они приплыли к лесистому острову, на котором паслось бесчисленное количество коз, часть которых путешественники съели на обед. Одиссей с двенадцатью спутниками отправился исследовать окрестности. Они обнаружили большую пещеру, перед которой был двор, обнесенный стеной из огромных камней, и вошли в него, не подозревая, что это жилище одноглазого киклопа Полифема, сына Посейдона. Греки разожгли большой костер и стали жарить козлят, обнаруженных в загоне в глубине пещеры, а затем устроили веселый пир. Ближе к вечеру появился Полифем. Он загнал в пещеру свое стадо и заложил выход огромным камнем, после чего стал доить овец и коз. Наконец он поднял голову и, заметив Одиссея и его спутников, спросил, что их к нему привело. В ответ на просьбу Одиссея радушно принять путников Полифем зарычал и, схватив за ноги двух моряков, ударил их головой оземь, после чего сожрал, «ни кости, ни мяса куска, ни утроб не оставив». Греки оказались в плену у чудовища: только один Полифем мог сдвинуть камень, закрывавший вход. На завтрак киклоп размозжил головы еще двум спутникам Одиссея, после чего выгнал стадо и задвинул камень на место. Тогда Одиссей взял ствол дикой маслины, заострил и обжег один конец ствола на огне, а потом спрятал его под кучей навоза. Вечером киклоп вернулся и съел еще двух товарищей Одиссея. Тогда Одиссей вежливо предложил ему полную чашу крепкого вина, подаренную Мароном в киконском Исмаре. С жадностью выпив две чаши, Полифем подобрел и даже спросил у Одиссея его имя. Одиссей сказал, что его зовут Никто, после чего киклоп милостиво пообещал, что съест его последним. Опьяневший Полифем скоро заснул, а Одиссей и его оставшиеся в живых товарищи, раскалив ствол в углях костра, вонзили его в единственный глаз великана. На ужасный вопль Полифема поспешили соседи-киклопы, однако на вопрос, кто его обидел, получили только один ответ: «Никто!» Соседи удалились, недоуменно ворча, а Полифем на ощупь отыскал вход в пещеру, отодвинул камень и раскинул широко руки в надежде схватить своих пленников, когда те попытаются бежать. Тем временем Одиссей связал по три барана, а своих спутников подвязал им под брюхо; для себя же он присмотрел огромного вожака стада, чтобы, когда придет время, уцепиться за него снизу, держась за шерсть руками. На рассвете Полифем, выпуская стадо на пастбище, поглаживал спины баранов, чтобы убедиться, что никто не едет на них верхом. Так Одиссею удалось не только освободить своих спутников, но и пригнать на корабль стадо жирных баранов. Как только корабль был спущен на воду и гребцы взялись за весла, Одиссей не сдержался и открыл свое имя ослепленному великану. Разгневанный киклоп швырнул в корабль огромную скалу и промахнулся, а затем громко обратился к Посейдону, умоляя своего отца жестоко наказать Одиссея. Посейдон услышал сына и обещал осуществить испрошенную месть.
         Одиссей направился к северу и достиг острова повелителя ветров Эола, который радушно принимал его целый месяц, а перед прощанием вручил завязанный серебряной нитью мех с заключенными в нем ветрами - кроме ласкового западного ветра Зефира, чтобы тот нес корабли Одиссея в сторону Итаки. Он объяснил, что Одиссей может освобождать ветры по одному, если ему вдруг понадобится изменить курс. Одиссей мог уже различать огни костров на родном острове, когда усталость одолела его и он уснул. Его спутники, полагавшие, что в мехе находятся богатые дары, тут же развязали его. Ветры мгновенно вырвались и понеслись домой, подгоняя корабль впереди себя, и Одиссей снова очутился на острове Эола. Одиссей стал просить помогли у повелителя ветров, но тот, заподозрив, что боги ополчились против царя Итаки, решительно отказал ему.
         Через семь дней пути Одиссей приплыл в страну великанов-людоедов лестригонов, столицей которых был город Телепил. Кормчие Одиссея смело вошли в бухту Телепила, не только имевшую узкий вход, но и окруженную острыми скалами, причалили к тому месту, где к воде подходила дорога, и вытащили корабли на берег. Сам Одиссей из осторожности не стал входить в бухту, а привязал свой корабль к скале у входа в нее и послал трех лазутчиков узнать, что это за остров. На берегу они повстречали девушку, которая оказалась дочерью местного царя Антифата и повела их к отцу. Одного из разведчиков Одиссея царь тут же проглотил, а остальным удалось бежать. Лестригоны не бросились в погоню, а взобрались на скалы и, прежде чем корабли удалось спустить на воду, забросали их градом камней. Затем, спустившись на берег, они без спешки «как рыб нанизали» убитых греков на колья и «в город всех унесли на съеденье». Одиссею удалось бежать, перерубив канат, которым был привязан корабль, и умоляя своих спутников подналечь на весла.
         На единственном оставшемся судне Одиссей поплыл строго на восток и достиг острова Эи, которым правила волшебница Кирка. Бросили жребий, кому сторожить корабль, а кому идти обследовать остров. Идти на берег выпало Эврилоху вместе с двенадцатью другими спутниками Одиссея. Приблизившись к дворцу Кирки, греки обнаружили бродящих вокруг него волков и львов, но вместо того, чтобы напасть на Эврилоха и его людей, звери приветствовали пришельцев, махая хвостами и ластясь к ним: это были заколдованные Киркой люди. Кирка вышла к спутникам Одиссея улыбаясь и приветливо предложила откушать за ее столом. Все с радостью согласились, кроме Эврилоха, который, подозревая ловушку, в дом не вошел, а стал подглядывать в окна. Перед проголодавшимися мореплавателями богиня поставила сыр, ячменную муку, мед и вино, подсыпав туда волшебного зелья. Как только гости стали есть, Кирка прикоснулась к их плечам волшебным жезлом и превратила их в свиней, после чего с мрачной ухмылкой загнала в свинарник. Услышав об этой беде от потрясенного увиденным Эврилоха, Одиссей отправился выручать своих спутников, пока без готового плана. По пути к дворцу Кирки он, к своему удивлению, столкнулся с богом Гермесом, который предложил Одиссею оберег против волшебства Кирки - белый цветок с черным корнем, называемый «моли», который мог открыться только богам. С благодарностью приняв дар, Одиссей скоро оказался в гостях у Кирки. Когда он отведал отравленную ею пищу, она прикоснулась к его плечу своим волшебным жезлом и приказала отправляться к остальным свиньям в свинарник. Но благодаря подаренному Гермесом волшебному цветку колдовство не подействовало, и Одиссей вскочил, занеся над Киркой меч. Изумленная богиня предложила Одиссею свою любовь. Хорошо зная, что колдуньи могут постепенно лишать силы и уничтожать своих возлюбленных, Одиссей заставил Кирку дать клятву, что она больше не будет строить ему никаких козней. Она поклялась всеми богами и, приготовив ему омовение, напоив вином из золотых кубков и угостив вкусным ужином, стала готовиться к тому, что проведет с ним ночь на пурпурном ложе. Одиссей не стал отвечать на любовные ласки Кирки до тех пор, пока она не освободила всех его спутников и других заколдованных ею моряков. Как только она сделала все, что он просил, у него уже не было сил ей отказать, и он прожил на Эе целый год (по другому свидетельству - ровно столько, сколько нужно, чтобы у него родились сыновья Агрий, Латин и Телегон; некоторые говорят, что Кирка родила Одиссею сыновей Антия, Ардея и Рома). Когда Одиссей снова стал собираться в дорогу, Кирка посоветовала ему найти в царстве мертвых ясновидца Тиресия, чтобы узнать, что судьба готовит ему на Итаке, если ему удастся до нее добраться, а также рассказала ему, как попасть в царство Аида.
         Одиссей и его спутники покинули приветливую Эю и поплыли в страну Аида. Кирка позаботилась о попутном ветре, который быстро понес их к тому краю мира, где никогда не видят солнца киммерийцы, люди вечных сумерек. Увидев рощу Персефоны, Одиссей сошел на берег и, как советовала ему Кирка, выкопав яму, принес в жертву Аиду и Персефоне корову и черного барана. Кровь жертвенных животных стекла в яму, увидев ее, к яме собрались тени умерших в разное время мужчин и женщин. Первой, к удивлению Одиссея, явилась тень одного из его же спутников Эльпенора, который несколько дней назад напился пьяным и разбился насмерть, свалившись с крыши дворца Кирки. Одиссей так спешил покинуть Эю, что даже не заметил отсутствия Эльпенора, и лишь сейчас обещал ему устроить, как положено, похороны. Кирка велела Одиссею отгонять тени мечом, пока не придет тень Тиресия: она должна вволю напиться крови, а затем пророчествовать. Одиссей никому не позволил прикоснуться к крови - ни Эльпенору, ни даже тени своей матери Антиклеи, пока не пришел Тиресий. Напившись крови, Тиресий предупредил Одиссея, чтобы тот ни в коем случае не давал своим людям похитить скот Гелиоса, сообщил также, что на Итаке законного царя ожидают большие беды, но ему удастся отомстить за себя негодяям, которые проживают его добро, однако на этом его странствия не закончатся. Он должен взять корабельное весло и скитаться до тех пор, пока не встретит не знающих моря людей. Если весло примут за лопату, его странствия закончатся. Пусть тогда он принесет жертву Посейдону и вернет себе Итаку, где, благополучно дожив до глубокой старости, получит смерть из-за моря. Поблагодарив Тиресия, Одиссей разрешил утолить жажду своей матери, а затем и другим теням. После этого он побеседовал со своими бывшими друзьями. Агамемнон, умудренный своим печальным опытом, посоветовал ему высадиться на Итаку тайно. Ахилла Одиссей обрадовал рассказами о подвигах Неоптолема, а Аякс Теламонид, так и не простивший Одиссея, ушел в мрачном молчании. Кроме того, Одиссей повидался с Гераклом, погоревавшим вместе с ним обо всем, что ему пришлось пережить.
         Одиссей благополучно вернулся на Эю, где похоронил Эльпенора и простился с Киркой, которая предупредила его о поджидающих на пути к Итаке опасностях, посоветовала, как их преодолеть, и снарядила греков в дорогу. А затем отплыл, вновь подгоняемый попутным ветром.
         Путь Одиссея проходил вблизи острова, усеянного костями моряков, которых привлекли сюда своим волшебным пением обитавшие на нем сирены - демонические полуптицы-полуженщины с божественными голосами, очаровывавшими всякого, кто проплывал мимо. Кирка посоветовала Одиссею залепить своим спутникам уши воском, чтобы они не слышали пения сирен, а если сам Одиссей захочет услышать «роковой» голос, то пусть прикажет своей команде накрепко привязать себя к мачте и поклясться, что в ответ на любые его просьбы и приказы они еще крепче привяжут его. Проплывая мимо острова сирен, Одиссей в точности исполнил совет волшебницы Кирки. Сирены пели так сладко, призывая его к себе, что Одиссей закричал на своих спутников, угрожая им смертью, если они его не развяжут; но, повинуясь его прежним наставлениям, те лишь крепче привязали его к мачте. Корабль благополучно миновал остров, а сирены с досады лишили себя жизни.
         Далее Одиссею предстояло пройти между двумя стоящими в море утесами, на одном из которых жила Харибда, а на другом - Скилла. Сброшенная перуном Зевса в море женщина-чудовище Харибда трижды в день всасывала в себя огромное количество воды, а потом выпускала воду обратно, а шестиглавая Скилла ловила моряков и проглатывала их. Пытаясь спастись от Харибды, Одиссей приблизился к Скилле, и та, похитив шесть лучших моряков - по одному на каждую глотку, - унесла их в пещеру, чтобы потом пожрать их, уже не спеша. Моряки кричали и протягивали руки к Одиссею, но он ничем не мог помочь им и поплыл дальше.
         Вскоре глазам Одиссея и его спутников предстала Сицилия, где паслись семь стад прекрасных быков Гелиоса, по пятьдесят животных в каждом стаде. Кроме того, у Гелиоса на этом острове были большие отары крепких овец. Подул не позволявший продолжить плавание южный ветер, и путешественники, высадившись на остров, вытащили на берег корабль. Помня предупреждение Тиресия, Одиссей заставил своих спутников поклясться, что они будут довольствоваться той пищей, которую им заготовила Кирка, и не похитят ни быка, ни барана. Но южный ветер дул тридцать дней не переставая, еды становилось все меньше, и, хотя моряки целые дни проводили на охоте и рыбной ловле, им так и не удалось ничем поживиться. Наконец Эврилох уговорил своих мучимых голодом друзей зарезать несколько отборных быков; святотатцы надеялись умилостивить Гелиоса обещанием воздвигнуть ему храм, как только вернутся на Итаку. Дождавшись, пока Одиссей уснет, они исполнили свой кощунственный замысел, после чего целых шесть дней жарили быков и ели их мясо. Можно представить, в какой ужас пришел Одиссей, когда он проснулся и узнал о происшедшем.
         Дочь Гелиоса и старшая пастушка его стада, Лампетия, немедленно сообщила отцу о похищении священных животных. Гелиос пожаловался Зевсу, который, увидев, что корабль Одиссея уже опять в море, наслал шквал, сломавший мачту, которая упала на голову кормчему. Угодивший в палубу перун довершил дело, и корабль пошел ко дну; а все, кто на нем был, кроме Одиссея, утонули. Ему же удалось связать сыромятным ремнем плававшие мачту и киль, и он доверился воле волн. Скоро задул южный ветер, и Одиссей обнаружил, что его несет прямо к водовороту Харибды. Ухватившись за корни росшего на одной из скал дерева, он повис и оставался в таком положении до тех пор, пока вода не поглотила мачту и киль и не извергла их назад через некоторое время. Тогда он оседлал их снова и стал руками грести в противоположную от водоворота сторону. Через девять дней его прибило к острову Огигия, где среди прекрасной природы в увитом виноградными лозами гроте жила нимфа Калипсо.
         Прекрасная Калипсо приветствовала выбравшегося на берег Одиссея и предложила ему обильную еду, крепкого вина и часть своего мягкого ложа. Она держала Одиссея на своем острове целых семь лет, пообещала даровать ему бессмертие и все старалась, чтобы он забыл Итаку. Некоторые говорят, что не Кирка, а Калипсо родила ему Латина, а кроме того Навсифоя, Навсиноя и Авсона. Одиссей со временем устал от ее объятий и подолгу сидел на берегу, вглядываясь в море. Наконец, воспользовавшись отсутствием Посейдона, который был в гостях у своих верных друзей эфиопов, Зевс отправил Гермеса к Калипсо с повелением освободить Одиссея. Калипсо не оставалось ничего другого, кроме как повиноваться, поэтому она вручила Одиссею необходимые инструменты и сказала, чтобы он строил плот. Его не нужно было поторапливать: из срубленных стволов деревьев он связал плот и с помощью рычагов спустил его на воду. Калипсо обеспечила возлюбленного в дорогу всем необходимым: хлебом, вином и водой. Вскоре Одиссей поцеловал на прощание Калипсо и отплыл, подгоняемый легким ветром.
         На семнадцатый день плавания Одиссей заметил вдали сушу, но как раз в это время, возвращаясь на своей крылатой колеснице через море домой, Посейдон увидел плот и ненавистного Одиссея на нем. Тут же огромная волна смыла Одиссея в воду, и дорогие одежды, надетые на нем, стали увлекать его все глубже и глубже. Он сумел избавиться от одежд, выплыл на поверхность и вновь залез на плот. Милостивая богиня Левкофея опустилась рядом с ним в образе легкокрылого нырка и вручила Одиссею принесенное ею в клюве волшебное покрывало, державшее человека на плаву. Когда вторая волна потрясла плот, Одиссей спешно обернулся покрывалом, бросился в воду и поплыл прочь. Как только Посейдон вернулся в свой подводный дворец, Афина послала ветер, чтобы успокоить волны на пути Одиссея. Через два дня выбившийся из сил Одиссей оказался на берегу острова Схерия, на котором жили безмятежные феаки. Он спрятался в рощице у ручья, засыпал себя сухими листьями и крепко уснул.
         На следующее утро Навсикая, дочь царя Алкиноя и царицы Ареты, пришла на берег моря, чтобы заняться там стиркой белья в ручье. Закончив работу, девушки стали играть в мяч, который - не без вмешательства Афины - попал в воду. Девичий крик пробудил Одиссея, спавшего в прибрежных кустах. Одежд на нем не было, и, прикрыв свою наготу свежими ветвями, он вышел вперед. Сладкие речи Одиссея тронули Навсикаю, она велела дать ему одежду и привести во дворец. Там он встретил радушный прием и оказался участником пира, на котором слепой аэд Демодок запел о споре двух великих героев - Одиссея и Ахилла. Одиссею пришлось закрыть голову мантией, чтобы скрыть покатившиеся у него из глаз слезы. Затем он попросил аэда спеть о падении Трои, а когда тот запел о сооруженном ахейцами деревянном коне, снова не смог сдержать слез. Увидев это, Алкиной прервал певца, и Одиссею пришлось признаться в том, кто он такой, и рассказать обо всем, что ему пришлось пережить за минувшие годы. Выслушав историю странствий Одиссея, Алкиной одарил его богатыми дарами и отправил на прекрасном корабле домой. Достигнув Итаки, моряки решили не нарушать крепкий сон Одиссея, отнесли его к берегу и уложили на песок, сложив дары Алкиноя неподалеку под деревом. Посейдон так рассердился на доброту, проявленную феаками по отношению к Одиссею, что ударил по кораблю ладонью, когда тот возвращался домой, и превратил его вместе с командой в камень.
         Когда Одиссей проснулся, он поначалу не узнал свой родной остров, который Афина покрыла туманом. Скоро явилась и сама богиня в образе пастуха, которому Одиссей рассказал длинную и лживую историю о том, что он якобы критянин, который, убив одного из сыновей царя Идоменея, вынужден был бежать на север на финикийском корабле, и его спящим высадили на берег. Афина засмеялась и похвалила Одиссея за осторожность. Затем она помогла ему спрятать дары феаков в глубине грота, после чего изменила Одиссея до неузнаваемости: кожа его стала морщинистой, голова поседела и полысела, а одежда на нем превратилась в вонючие отрепья. В таком виде она отвела его к хижине Эвмея - верного старого свинопаса, служившего при дворце. Тепло принявшему его Эвмею Одиссей рассказал о себе еще одну лживую историю, но поклялся, что царь Итаки жив и находится на пути домой. Здесь Одиссей узнал, что, считая его умершим, сто двенадцать знатных молодых людей с находившихся под его владычеством островов стали нагло ухаживать за Пенелопой в надежде жениться на ней и заполучить трон. Они сговорились убить Теламаха, как только тот вернется из Спарты, куда юноша отправился, чтобы спросить у недавно вернувшегося из Египта Менелая, есть ли какие вести об Одиссее.
         Неожиданно на острове высадился Телемах и пришел прямо в хижину Эвмея. Афина вернула Одиссею прежнее обличье - сын и отец узнали друг друга. Но Эвмей не был еще посвящен в их тайну, и, кроме того, Одиссей запретил Телемаху рассказывать Пенелопе о его возвращении на Итаку. Вновь переодевшись нищим бродягой, Одиссей отправился поглядеть, что делают женихи. По дороге он встретил козопаса Меланфия, который накинулся на него с бранью и даже ударил, но Одиссей воздержался от наказания обидчика. Придя во двор, он увидел Аргоса - свою некогда знаменитую охотничью собаку. Растянувшийся на куче навоза старый Аргос - плешивый, дряхлый и мучимый мухами - вильнул обрубком хвоста и повел рваныму ушами в знак того, что признал хозяина. Одиссей украдкой смахнул слезу, видя, как верный пес вздрогнул и навеки затих.
         В пиршественной зале Одиссей по совету Афины обошел вокруг стола, прося у женихов объедки, чтобы самому убедиться, что это за люди. Они оказались столь же жадными, сколь и прожорливыми; самый бесстыдный из всех Антиной просто запустил в Одиссея скамейкой, на которую ставят ноги. Потирая ушибленное плечо, Одиссей обратился к остальным женихам, которые признали, что Антиною следовало бы быть поучтивей. Пенелопа, узнав о том, что в ее доме оскорбили чужеземца, очень возмутилась и тут же послала за ним, надеясь узнать от него хоть что-нибудь о муже; Одиссей обещал прийти во дворец вечером и ответить на все ее вопросы.
         Тем временем местный нищий Ир попытался прогнать Одиссея из дворца. Когда у него ничего не получилось, он вызвал Одиссея на кулачный бой, и Антиной, потешаясь, предложил победителю козьи желудки, отложенные женихами для себя, и место за столом, когда женихи сядут обедать. Одиссей, «пристойность храня», опоясал себя рубищем и двинулся на Ира. Мошенник попятился при виде огромных мускулов противника, но насмешки женихов не позволили ему бежать. Одним ударом кулака Одиссей свалил его наземь, проявив при этом осторожность и не убив Ира, чтобы не привлекать к себе внимания. Женихи долго смеялись, а затем уселись за стол и стали пить за здоровье Пенелопы. С наступлением темноты, когда все разошлись по своим жилищам, Одиссей велел Телемаху снять со стен зала все висевшее там оружие и убрать его в кладовую, а сам отправился к Пенелопе.
         Она не узнала его, и он стал долго и обстоятельно рассказывать, как встретился с Одиссеем, который скоро должен возвратиться на Итаку. Пенелопа внимательно его выслушала и велела Эвриклее, старой кормилице Одиссея, обмыть ему ноги. Эвриклея увидела шрам на бедре и вскрикнула от радости и удивления. Одиссею пришлось слегка сдавить ей горло и приложить палец к губам, требуя молчания. Афина отвлекла внимание Пенелопы, и та ничего не заметила.
         На следующий день во время очередного пира женихи потребовали, чтобы Пенелопа сделала выбор. Тогда Пенелопа объявила, что выйдет замуж за того, кто согнет могучий лук Одиссея и чья стрела пролетит через отверстия в двенадцати топорах. Это был лук, подаренный Одиссею двадцать пять лет назад Ифитом. Несколько женихов попытались согнуть лук, но не смогли. Лук не гнулся даже после того, как его смазали жиром, поэтому испытание решили перенести на следующий день. Телемах, которому почти удалось согнуть лук, отложил его в сторону под предупреждающим взглядом Одиссея. Тогда Одиссей, несмотря на протесты и грубые оскорбления, из-за которых Телемаху пришлось увести Пенелопу во внутренние покои, взял лук, легко натянул его и дернул тетиву так, что она провизжала. Тщательно прицелившись, он пустил стрелу через отверстия всех двенадцати топоров. Телемах немедля взял боевое копье и с мечом в руках встал рядом с отцом, а Одиссей, поразив Антиноя в шею, открыл всем свое настоящее имя.
         Женихи вскочили и бросились к стенам за копьями и щитами, но увидели, что их там нет. Эвримах взмолился о пощаде и, получив отказ, выхватил меч и двинулся на Одиссея, но тут же упал, пронзенный стрелой. Женихи были вооружены мечами, а у Одиссея не было ничего, кроме лука, с которым он стоял, обороняя главный вход в зал. Телемах отправился в кладовую, где хранилось оружие, принес щиты, копья и шлемы для своего отца и двух верных слуг, Эвмея и Филойтия, которые сражались рядом со своим хозяином. Одиссей перестрелял многих женихов, и стрел у него уже почти не осталось. Кроме того, козопасу Меланфию удалось проникнуть через боковой вход в оружейную и вооружить нескольких человек из врагов Одиссея. Но большего он сделать не успел: когда он прокрался в оружейную второй раз, его связали и «вздернули вверх по столбу». Избиение женихов продолжалось; Афина, приняв вид ласточки, сидела на балке под потолком и поглядывала вниз до тех пор, пока не были перебиты все женихи и их сторонники, кроме глашатая Медонта и знаменитого певца Фемия. Одиссей пощадил их потому, что они не причинили ему никакого вреда и, кроме того, пользовались священной неприкосновенностью. Одиссей перевел дух и спросил у Эвриклеи, запершей дворцовых женщин в их покоях, все ли они сохранили верность его дому? Старая служанка указала двенадцать «поведеньем развратных» служанок, изменивших царице. Их позвали и заставили убирать трупы и отмывать зал от крови. Когда все было вымыто, Одиссей приказал их повесить. По его же повелению Эвмей и Филойтий вывели во двор Меланфия и предали мучительной смерти.
         Омывшись и надев богатые одеяния, Одиссей отправился к Пенелопе, которая вначале не признала в нем мужа, хотя Афина наделила его божественной красотой. Чтобы убедиться, что перед ней действительно Одиссей, она в его присутствии приказала Эвриклее приготовить ему постель не в опочивальне, а выдвинуть ложе из опочивальни в другую комнату. И только когда Одиссей напомнил ей, что это ложе он сам сделал из громадного пня маслины, окружив его стеной, и что сдвинуть его невозможно, Пенелопа поняла, что ее супруг вернулся, ибо тайна их супружеского ложа была известна лишь им двоим.
         Утром Одиссей отправился к своему отцу Лаэрту, жившему вдали от города, ухаживая за садом и оплакивая пропавшего без вести сына. Лаэрт узнал Одиссея лишь тогда, когда тот показал ему рубец от раны на ноге и перечислил все плодовые деревья, подаренные ему отцом еще в детстве. Вместе они отправились во дворец, к которому вскоре подошли восставшие жители Итаки - сородичи погибших женихов во главе с Эвпейтом, отцом Антиноя. Увидев, что Одиссей с Телемахом оказались в меньшинстве, Лаэрт смело бросился в битву и сразил копьем Эвпейта. Едва не разгоревшуюся битву предотвратило вмешательство Афины, принявшей облик Ментора и объявившей перемирие. Тогда восставшие подали в суд на Одиссея, выбрав своим судьей Неоптолема. Одиссей согласился подчиниться решению Неоптолема, который потребовал, чтобы тот на десять лет покинул свое царство. За эти годы наследники женихов должны были возместить нанесенный ему ущерб, выплачивая положенные суммы Телемаху, ставшему теперь царем.
         Теперь осталось только умилостивить Посейдона, и Одиссей отправился пешком, как ему советовал Тиресий, через горы в Эпир, неся на плечах весло. Когда он достиг Феспротии, сельчане закричали: «Что за лопату несешь, иноземец?» Здесь Одиссей принес в жертву Посейдону барана, быка и вепря и был прощен. Затем он женился на царице феспротов Каллидике и выступил во главе ее войска против бригов, которыми командовал Арес, но вмешался Аполлон и призвал их к миру. Через девять лет Полипойт, сын Одиссея и Каллидики, унаследовал царство феспротов, а Одиссей отправился домой на Итаку, которой правила теперь Пенелопа. Телемаха изгнали в Кефаллению, поскольку оракул возвестил, что Одиссея убьет его собственный сын. Это пророчество сбылось, хотя, как и предсказал Тиресий, смерть пришла к Одиссею из-за моря. Телегон, сын Одиссея и Кирки, отправился на поиски отца и напал на Итаку, приняв ее за другой остров. Одиссей вышел, чтобы отразить нападение, и Телегон убил его на берегу копьем. Проведя положенное время в изгнании, Телегон женился на Пенелопе, а Телемах - на Кирке; так соединились обе ветви семейства.
         Некоторые утверждают, что Пенелопа не сохраняла верность Одиссею, а сошлась с Амфиномом или даже со всеми женихами по очереди, и плодом этого стал неприглядный бог Пан, при одном виде которого Одиссей со стыда бежал в Этолию, предварительно с позором отправив жену к ее отцу Икарию. Другие считают, что она родила Пана от Гермеса, а Одиссей женился на дочери этолийского царя Фоанта, которая родила ему самого младшего его сына Леонтофона, и умер в очень почтенном возрасте. Есть и такие, кто говорит, что Одиссей на склоне лет отправился к Гальс - сбежавшей от Кирки служанке-волшебнице. Гальс напоила его своим зельем и превратила в коня; в этом облике Одиссей состарился и умер.

(Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)

ОДИССЕЙ

          (греч. Odysseus) - в греческой мифологии басилей о-ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, один из предводителей греков во время Троянской войны, герой поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». В Риме О. называли Улиссом.
         Возвращаясь домой после Троянской войны, О. переживает множество приключений: он оказывается пленником одноглазого великана Полифема, и только благодаря своей хитрости ему удается избежать смерти; на флот О. нападают великаны-людоеды лестригоны, после чего у него остается только один корабль; затем О. и его уцелевшие спутники проводят год на о. Эя, в плену у волшебницы Кирки; О. посещает подземное царство и у тени умершего прорицателя Тиресия узнает о предстоящих опасностях; наконец, О., привязанный к мачте, испытывает судьбу, слушая пение сладкоголосых сирен, в то время как его спутники, заткнув уши воском, уводят корабль от опасных прибрежных скал. В конце концов, после долгих скитаний, О. возвращается домой и, убив женихов, осаждавших Пенелопу, остается мирно царствовать на Итаке.
         Тамм Э. О некоторых особенностях образа Одиссея как трагического героя поэмы Гомера // Ученые зап. Тартуского ун-та. Вып. 626. 1982. С. 5-13.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ОДИССЕЙ

          (греч.) - от «гневаться», Улисс (рим.) - царь о-ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, внук Автолика, правнук Гермеса по материнской линии. (По некоторым версиям мифа, О. считают сыном прославленного обманщика Сисифа, соблазнившего Антиклею до ее брака с Лаэртом.) Во всех обстоятельствах О. является образцом практического ума, красноречия, дальновидности и хитрости. Свою супругу Пенелопу, дочь Икария, О. получил в жены благодаря посредничеству ее дяди Тиндарея в награду за мудрый совет о замужестве Елены (вариант: за победу в состязании в беге). Вскоре после рождения сына Телемаха О. по просьбе Агамемнона и Менелая принял участие в походе греков на Трою. (По одной из версий, О. пытался уклониться от участия в войне, для чего прикинулся сумасшедшим и вспахивал поле, засеивая его солью. Чтобы разоблачить О., Паламед положил в борозду новорожденного сына О., и тот провел плуг мимо младенца, выдав себя.) Грекам было предсказано, что первый, кто ступит на троянскую землю, должен погибнуть, поэтому они не решались сойти с кораблей. Тогда О. бросил свой щит на землю и спрыгнул на него. Не заметив его уловки, вслед за ним с корабля спрыгнул Протесилай и был убит Гектором. До начала военных действий О. вместе с Менелаем участвовал в неудачном посольстве к троянскому царю Приаму, надеясь добиться возвращения Елены мирным путем. Под Троей О. прославился храбростью, хитростью и умом (его обычные эпитеты - «многоопытный», «хитроумный»), в стрельбе из лука он уступал только Филоктету. На десятом году войны О. убедил греков продолжать войну, выставив на посмешище призывавшего к миру Терсита. Вместе с Диомедом О. взял в плен троянского лазутчика Долона и совершил ночную вылазку против фракийского царя Реса, захватив его волшебных коней. Узнав, что одним из условий победы является обладание священной статуей (палладием) Афины Паллады, покровительницы Трои, О. сумел похитить ее из Трои, проникнув в город под видом нищего. Афина покровительствовала О. и помогала ему во всех делах. После смерти Ахилла О. досталось оружие павшего героя, за которое он соперничал с Аяксом Теламонидом. По совету О. греки соорудили пустотелого деревянного коня, благодаря которому захватили Трою. При возвращении на родину О. пришлось пережить множество приключений. В начале странствия он побывал на земле киконов (Фракия), где потерял часть своих спутников. Вскоре после этого О. попал в страну лотофагов, питавшихся лотосом, который заставлял забывать прошлое. Затем корабли О. прибыли к киклопам, где он с 12 спутниками попал в плен к великану-киклопу Полифему. Потеряв шестерых товарищей, О. опоил Полифема фракийским вином, выколол ему глаз и спасся с оставшимися спутниками. Отец Полифема Посейдон разгневался на О. и стал преследовать его. На о-ве владыки ветров Эола О. получил в подарок завязанный мешок со встречными ветрами, чтобы они не мешали его кораблям вернуться домой, но его спутники из любопытства развязали мешок, и вырвавшиеся на свободу ветры угнали суда в открытое море. Их прибило к земле людоедов лестригонов, погубивших все корабли О., кроме одного, на котором О. достиг о-ва Эя. Владелица острова волшебница Кирка превратила половину его спутников в свиней, и только с помощью Гермеса О. удалось вернуть им человеческий облик. Затем О. посетил царство мертвых, где от тени прорицателя Тиресия узнал, что он и его спутники благополучно достигнут Итаки, если не тронут стада Гелиоса. Покинув о-в Кирки, корабль О. благополучно миновал о-ва сирен, Скиллу и Харибду и прибыл к о-ву Тринакрия, где паслись священные коровы Гелиоса. Там голодные спутники О. убили-таки лучших коров и съели их. В наказание за это Зевс поразил корабль молнией, и спасся только О. Семь лет он провел на о-ве Огигия у прекрасной нимфы Калипсо, которая надеялась сделать О. своим супругом, обещая ему за это вечную юность и бессмертие, но боги по настоянию Афины приказали ей отпустить его на родину. О. покинул о-в Огигию на плоту, но Посейдон поднял бурю и разбил его плот. Героя выбросило на о-в феаков Схерия. На берегу он встретил царевну Навсикаю, которая отвела его к своему отцу царю Алкиною. Феаки помогли О. добраться до Итаки, куда он прибыл после двадцатилетнего отсутствия. Там О. узнал, что многие знатные итакийцы, считая его мертвым, ищут руки его жены Пенелопы и постоянно пируют в его доме, расточая имущество. Верная Пенелопа различными хитростями и уловками оттягивала выбор жениха. Наконец она объявила, что станет женой того, кто победит в стрельбе из лука О. Вернувшись домой под видом нищего, О. открылся только своему сыну Телемаху, и они договорились отомстить оскорбителям. Когда никто не смог даже натянуть тетиву, О. взял лук и вместе с Телемахом и рабом Эвмеем перебил женихов. Афина примирила О. с родственниками убитых, и О. снова воцарился на Итаке. Впоследствии О. был случайно убит Телегоном, своим сыном от Кирки, поехавшим разыскивать своего отца. Телегон увез тело О. к Кирке, которая воскресила его и дала ему бессмертие. (По другой версии, О. мирно умер в Этолии или Эпире.)

(Мифологический словарь: ок. 1800 статей / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Словарь античности и мифологии